На заседании Президиума Правительства Москвы были подведены итоги выполнения государственной программы «Развитие образования города Москвы „Столичное образование“» в 2014 году.
«Мы в основном завершили реорганизацию наших учреждений. Школы и дошкольные учреждения самым серьёзным образом укрепили свою материальную базу. За последние годы построено 220 новых образовательных зданий, в более 500 проведены капитальный и текущий ремонт. Оснащены новой техникой, мебелью. Это, конечно, серьёзным образом улучшило состояние материально-технической базы», — отметил Сергей Собянин.
Программа направлена на улучшение условий труда педагогов, повышение информационной открытости системы образования, укрепление материально-технической базы образовательных организаций и повышение эффективности их деятельности, и как следствие — повышение доступности качественного образования.
«Кроме того, мы в полтора раза увеличили объёмы финансирования школ и не только увеличили, но и изменили саму систему финансирования и оплаты труда. Сегодня и благополучие школы, и благополучие учителя зависят от учащихся, от их количества и качества обучения. В школе введена система самоуправления, созданы управляющие советы, которые состоят из учителей, учащихся и родителей. Эти советы наделены серьёзными правами по развитию школы и поощрению работы педагогов», — добавил Мэр Москвы.
С 1 сентября 2014 года 100 процентов нуждающихся детей в возрасте от 2,5 до 7 лет обеспечены местами в учреждениях дошкольного образования. Всего предоставлено 119 тысяч мест. Очередь в учреждения, реализующие программы дошкольного образования, сохранилась только в Троицке — 150 детей в возрасте от 2,5 до трёх лет.
86 процентов школ, 600 учреждений, имеют в своём составе дошкольные отделения. Так, 22 процента первоклассников были переведены из дошкольных отделений своих же школ.
Всего в 2014 году в первый класс было зачислено 95 тысяч детей, что на девять процентов больше по сравнению с 2013 годом.
Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина сообщил, что большое количество первоклассников ожидается и в 2015 году. «В этом году первоклассников правда много — мы считаем, что подойдёт близко к 100 тысячам. Из этих 100 тысяч 70 тысяч уже зачислены в первые классы. Ситуация, что для московского ребёнка нет места в школе, невозможна», — добавил он.
По словам Исаака Калины, это связано с тем, что у московских родителей появился выбор, а школы стали и многопрофильными.
В ходе реализации госпрограммы «Столичное образование» было создано 696 крупных многопрофильных образовательных учреждений вместо более четырёх тысяч монопрофильных учреждений.
При этом 56 процентов от общего числа школ Москвы реализуют от трёх до семи программ профильного образования. Организовано также профильное обучение 1308 старшеклассников на базе семи федеральных вузов (МИФИ, МИИТ, РГГУ, ВШЭ, МГУДТ, МГГУ имени М.А. Шолохова, РЭА имени Г.В. Плеханова).
Организованы проекты дополнительного образования «Профессиональная среда» для учащихся колледжей и «Университетские субботы» для школьников.
В результате число московских школьников, допущенных к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 42 процента и составило 796 человек. Среди победителей заключительного этапа — 123 московских школьника из 68 школ.
«Есть понятие массового спорта и спорта высших достижений. Массовый спорт в школе — это ЕГЭ, а спорт высших достижений — это общероссийские олимпиады школьников, где самые талантливые ребята борются за лидерство», — отметил Сергей Собянин, подчеркнув, что победы на олимпиадах говорят о высоком качестве образования.
«Особо приятно, что сегодня становится всё больше и больше школ, чьи ученики побеждают на всероссийских олимпиадах, становятся призёрами, побеждают в финалах городских олимпиад. Например, школ, которые подготовили победителей и призёров заключительного, самого высокого уровня — всероссийского финала, у нас стало практически в два раза больше. Было в 2010 году 74 такие школы, сейчас 144», — заявил Министр.
126 московских школ вошли в рейтинг 500 лучших российских школ, из которых 13 вошли в топ-25 лучших школ России.
Московские выпускники показывают высокую конкурентоспособность и при поступлении в вузы. «Если сравнивать с показателями других регионов в среднем по России, то наши выпускники в общем числе составляют 7,6 процента. При этом, например, среди высокобалльников по русскому языку, у тех ребят, которые набирают 81 — 100 баллов, то, что и влияет на поступления в вузы, у наших ребят 12,5 процента. А у высокобалльников по математике даже 21,8 процента. Доля получивших сто баллов (высочайший результат) по русскому языку — 13,9 процента и по математике — 37,5 процента», — уточнил Исаак Калина.
В свою очередь Сергей Собянин напомнил, что изменились и требования к ЕГЭ. «Требования и контроль стали совсем другие, мы видим по прошедшему году насколько разительно изменились по всей стране и по Москве показатели ЕГЭ, но они стали достоверными. И для сильных образовательных систем, которой является Москва, это, наоборот, выгодно, потому что мы получаем справедливые, честные оценки. Это очень важно», — уточнил он.
Увеличение количества школ, чьи ученики добиваются высоких достижений, стало возможным благодаря переходу на новую систему финансирования. «Те школы, которые показывают хорошие результаты и благодаря этому занимают призовые места в рейтинге, уже четвёртый год награждаются грантами Мэра Москвы», — сообщил Министр.
В целях дополнительного стимулирования повышения качества образования в 2014 году по решению Сергея Собянина общая сумма грантов Мэра Москвы лучшим образовательным организациям была увеличена на 300 миллионов рублей: с 750 миллионов до 1,05 миллиарда рублей.
При этом создана справедливая система финансирования образовательных учреждений: объектом финансирования на всех уровнях образования стал обучающийся, а не статус образовательной организации. Так, если ещё в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования» или «школа здоровья», составляло 63,1 тысячи рублей на одного ученика в год, то сегодня — от 85 до 123 тысяч рублей.
«Москвичи понимают, что качество образования во многом зависит от труда учителей, от заработной платы, которую они получают», — отметил Сергей Собянин. По итогам года средняя ежемесячная заработная плата педагогических работников составила 59,8 тысячи рублей. Зарплата учителей выросла на 79 процентов по сравнению с 2010 годом и составила 70,2 тысячи рублей.
Кроме того, в 2014 году вручены 200 премий Правительства Москвы по 100 тысяч рублей каждая лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам учреждений образования. Учреждён также почётный знак «Заслуженный учитель города Москвы».
«Когда мы начинали модернизацию школ, изменение системы финансирования, оплаты труда, одной из главных проблем были вакансии в школах, которые не заполнялись и по ряду особенно таких узких специальностей (физика, математика, иностранный язык), у нас были вакансии», — добавил Мэр Москвы. Он уточнил, что за последние три года столичным властям удалось повысить престиж профессии педагога. Так, средний конкурс на одно бюджетное место (очная форма обучения) в Московский городской педагогический университет вырос с 5,7 человека в 2011 году до 16,9 человека в 2014 году.
В школах созданы управляющие советы, которые активно участвуют в принятии управленческих решений. Организованы новые структуры государственно-общественного управления: межрайонные советы руководителей образовательных организаций и Палата председателей межрайонных советов.
При Департаменте образования города Москвы созданы общественный совет, представляющий интересы широких кругов общественности в сфере образования, и экспертно-консультативный совет родительской общественности.
Повысилась и информационная открытость системы образования. Актуальная информация регулярно размещается на сайтах всех образовательных организаций города. Налажена работа с обращениями граждан, в том числе через электронный сервис на портале Департамента образования города Москвы, ведётся работа по информированию москвичей о городской системе образования через СМИ.
Кроме того, создан портал «Открытый департамент», на котором ведутся трансляции открытых совещаний по различным вопросам.
Столичные власти также продолжают строительство школ и ДОУ. Так, в прошлом году возведено 12 зданий для школьников на 6,9 тысячи мест и 26 зданий для дошкольников на 5,4 тысячи мест. Проведены работы по капитальному ремонту 58 зданий, текущему ремонту 445 зданий, благоустройству территорий 513 объектов. 319 зданий было адаптировано для нужд маломобильных групп населения.
Всего с 2011 года построено 50 зданий для школьников — более 27 тысяч мест и 170 зданий для дошкольников — более 26 тысяч мест.